Прежде всего это техническая грамотность, т.е. правильный выбор параметров съемки, проявки, печати. Техническое совершенство необходимо в любой работе, но в фотографии пренебрежение этим условием сразу же выдает дилетанта, ибо любой уважающий себя мастер никогда не вынесет на суд зрителей «сырую» (с точки зрения техничности исполнения) работу. Сюда входит не только грамотная печать, но и механическая и оптическая ретушь, дизайнерское оформление работы, название, подпись автора, дата ее создания, которыми наши фотографы зачастую пренебрегают.
Второй критерий — оригинальность. Фактор оригинальности — важнейший в создании любого, в том числе и фотографического, произведения. Оригинальность — это способность художника увидеть новое, необычное в обычном. Она может выражаться как в форме, так и в содержании фотоснимка. Посмотрите на фотографии Светланы Осьмачкиной, и вы наверняка отметите присутствие творческой оригинальности в этих работах.
Третий критерий хорошего снимка — общественная значимость. Он означает, что содержание (идея, тема) снимка обладает художественной и культурной ценностью, т.е. интересен не только одному его создателю (его родным и знакомым), но и относительному большинству чужих людей.
Это качество проявляется в художественной обобщенности изображения, т.е. в способности автора, беря за основу конкретный, частный изобразительный материал, показать «типическое», характерное для многих таких же объектов или ситуаций.
Критерий «общественная значимость» не надо понимать буквально, вернее, его необходимо рассматривать в достаточно большом временном пространстве. Порой творчество того или иного художника «опережает» время или бывает им «не востребовано». К примеру, стихи Николая Гумилева и Зинаиды Гиппиус (как и многих других поэтов-символистов) в период революционных потрясений считались упадническими и антипатриотическими. Те из поэтов, кто мог «перестроиться», стали писать ангажированные стихи, а кто не смог или не захотел, вынуждены были эмигрировать. Прошло время, и спустя полвека мы заново открываем для себя многие славные имена поэтов Серебряного века.
Впрочем, это относится не только к поэзии, но и к другим видам искусства, в том числе, к живописи и к фотографии; многие художники- импрессионисты жили в нищете, а сегодня их картины на художественных аукционах продаются за огромные деньги.
Работы Александра Гринберга* долгое время были под запретом. Сам фотограф- художник, непревзойденный мастер обнаженной натуры, участник всех четырех фотовыставок «Искусство движения» (последняя состоялась в 1935 г.), был осужден Особым совещанием НКВД СССР в 36-ом году «за распространение порнографии» и провел в заключении много лет. Сегодня эти же самые фотографии с успехом демон- стрируются на всероссийских и международных фотовыставках, охотно покупаются коллекционерами и любителями фотографии.
Четвертым и наиважнейшим критерием фотошедевра является его образность. Это способность автора выразить абстрактную идею в конкретной материальной форме. Более подробно об этом мы поговорим в следующей главе — «Рождение образа», а здесь лишь отметим, что образность может присутствовать как в художественных фотографиях, так и в документальных, репортажных снимках (стр. 48-49).
Нельзя не сказать еще об одном, довольно небесспорном, критерии хорошего снимка. Близкий к образности, но точнее его трудно определить, ибо лежит он в области бессознательного. Там, куда мы не столь уж часто заглядываем, и где большей частью царствуют парапсихологи и экстрасенсы. Поэтому возможно, что сказанное ниже вызовет лишь снисходительную улыбку на лицах материалистов.
Тем не менее, стоя на выставке перед иной картиной или фотографией, порой ощущаешь, пусть неосознанно, а на уровне какого-то «седьмого» чувства, внутреннюю близость к тому, что изображено. От этих работ исходят невидимые «флюиды», как сейчас говорят, биополя, которые настроены в унисон с твоим собственным чувственным и эмоциональным миром. Но что самое удивительное: это происходит (хотя и в меньшей степени) не только с оригиналами, но и с репродукциями данных картин и фотографий, когда видишь их в альбомах или в каталогах художественных выставок. Разгадка, научное объяснение этого феномена — дело будущего. Бесспорно одно: это иррациональное свойство проявления души и духа человека, назовем его условно «аурностъ», имеет место. Присутствие ауры в картине или в фотографии благотворно ощущается подготовленным и чутким зрителем. Поэтому аурность может быть своеобразным, пусть и очень субъективным, критерием оценки изобразительных работ.
Итак, мы назвали пять основных критериев фотопроизведения. Конечно, это не аксиома, а лишь скромная попытка найти такой «инструмент», который помогал бы при анализе фотографий, делая этот процесс чуть более объективным. |