Х-й номер!

Х-й номер!
16.03.2010

С бодрым хулиганским весенним настроением мы сделали первый в новом десятом году и десятый же от роду номер журнала «Проектор». Для своего обращения к читателям главный редактор Митя Харшак облачился в самый характерный наряд сезона — замотался с ного до головы в оградительную ленту. Вот уж, в самом деле, примета времени. Она же (оградительная лента) и на обложке журнала. Так и будем потом вспоминать весну десятого года как то время, когда все кругом было огорожено полосатыми ленточками, а привычка смотреть под ноги сменилась привычкой задирать голову вверх, чтобы не получить шальную порцию снега или ледяной снаряд.

Проект № 1 «Персонификация» открывается публикацией о Ласло Мохоли-Наде (Laszlo Moholy-Nagy), которому очень не повезло с кириллической транскрипцией. Продираясь сквозь дебри венгерской фонетики, переводчики именовали его то Лазло, то Лазсло. А двойная фамилия и вовсе встречалась в самых разных вариантах от Моголи-Наги до Мохой-Надь. В советском искусствоведении прижился вариант «Мохой-Надь», но мне видится ближе к истине Ласло Мохоли-Надь (именно так, с ударением на первые слоги его фамилию до сих пор произносят в Баухаусе, где и прошли одни из самых ярких лет его жизни). Кстати, вот что Мохоли-Надь написал для нашего журнала: «Реальность нашего времени — это технологии, изобретения, конструирование. Дух нашего времени в повсеместном использовании машин. Он пришел на смену трансцендентному спиритуализму прошлого. Технологии лишены традиций, лишены классового сознания… Это наш век: технологии, машины, Социализм… Искусство кристаллизует эмоции эпохи. Искусство — это зеркало и голос времени. Искусство нашего времени должно быть фундаментальным, точным, всеохватным. Это искусство конструктивизма. Конструктивизм не может быть пролетарским или капиталистическим. Он выражает чистую естественную форму, ясный цвет, пространственный ритм, равновесие. Конструктивизм не предполагает обрамления или пьедестала — он проникает в индустрию и архитектуру, в предметы и их взаимосвязи…»

С этого номера мы видоизменяем рубрику «Имя». Но изменения столь значимы, что впору скорее говорить о том, что мы начинаем новую рубрику под старым названием. Итак, с первого номера 2010 года все публикации про замечательных людей профессии будут проектироваться и верстаться непосредственно самими главными героями. Идейно-текстовое руководство таким «журналом в журнале» любезно согласился взять на себя член проекторского редакционного совета Сергей Иванович Серов. Отныне я буду просто сообщать нашим героям обрезной формат и количество полос, а дизайн публикации отдается без оглядки в полное распоряжение тех мастеров, о которых и пойдет в журнале речь. Первопроходцем новой рубрики стал любимый и яркий Борис Владимирович Трофимов. Встречайте на страницах 20—27!

«БВ, как называют его за глаза обожающие его студенты, щедро, бескорыстно передает им свой бесценный творческий опыт. Он погружает студентов в атмосферу не только высокого стиля и подлинного профессионализма, но и человеческого внимания, искренней заботы и настоящей любви. А любовь, как известно, «долготерпит, милосердствует, не раздражается, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, все переносит»... Одна его студентка как-то заметила: «Борис Владимирович — он же душой учит». Трофимов никогда не теряет терпения. «Ничего-ничего, — говорит он негромко про кого-то не очень быстрого, — у него пойдет, пойдет потихонечку». Глядишь, и впрямь пошло…» — Сер. Ив. Серов о Борисе Трофимове.

«Русский дизайн» Ольги и Александра Флоренских представляет проект «Русский трофей», в котором нашлось место и подводной лодке, и вертолету, и триумфальной арке, а также множеству более мелких военных объектов.

Заканчивается эпическая сага Юрия Гордона о создании шрифта «21 цент», занявшая в нашем журнале Проект № 3 «Буквы» на целых три номера. Впрочем, масштаб работ объясняет и объем, и продолжительность всей истории, которая стала самой большой публикацией за все время существования «Проектора». Впрочем, с окончанием публикации не заканчивается работа над самим шрифтом. Как пишет Юрий: «Когда я посчитал, что хочу сделать примерно двести начертаний Цента, я понял, что обычными средствами мне эту задачу не то чтобы не решить, но придется убить на нее столько времени, сколько не может себе позволить человек моего темперамента и моих интересов». А вот какими средствами можно решить задачу подобных масштабов — об этом в следующих номерах «Проектора». Интрига? Да!

В проекте № 4 «Предмет» в этот раз всего одна публикация — это рассказ о керамических часах Джорджа Нельсона. Его авторству помимо большого количества настенных принадлежит небольшая серия настольных керамических часов. Придуманные в начале пятидесятых годов ХХ века, они по неизвестным причинам не выпускались массово. И только теперь, когда со времени их создания прошло более полувека, они снова запущены в производство.

Зато масштабными публикациями отличется в этот раз проект № 5 «Среда». «Проектор» не мог пройти мимо уникальных материалов о только-только в феврале открывшемся доме для мебельной коллекции компании Vitra. Потрясающее здание Vitra Haus спроектировано архитектурным бюро Herzog & de Meuron. Надо ехать смотреть живьем!

И еще один уникальный материал, но иного рода, удалось найти в архивах Иосифа Александровича Вакса. Это проект комплексного решения световой рекламы на центральных улицах Ленинграда. Лучшие проявления старорежимной докомпьютерной проектной культуры сейчас воспринимаются практически как чистое искусство. Не только по артистическому мастерству и изяществу исполнения, но и по общему отношению к проектному контенту.

Проект № 7 «Фотографирование» знакомит с самосборными камерами и фотографиями петербургского фотографа Александра Ляшко. Зная о страсти Александра Ляшко к усовершенствованию и конструированию фотоаппаратов, знакомые и знакомые знакомых приносят ему старую фототехнику, под хранение которой у Александра отведен целый холодильник. А знай о ней представители конструкторских отделов компаний-производителей фотокамер, они могли бы пригласить Александра в качестве консультанта по эргономике. Hasselblad, например, прислушивается в таких вопросах к советам профессиональных фотографов. Правда, свой Hasselblad Александр реконструкциям сознательно не подвергал, разве что самую малость.

Проект № 9 «Книги» получился в этот раз самым объемным. В нем и традиционная публикация Михаила Карасика по истории книги двадцатых-тридцатых годов. В этот раз Михаил рассматривает целый пласт книг «Из бумаги и стали».

Еще одним исторической публикацией стало интервью, которое дал Владимир Кричевский Мите Харшаку. В январе член редакционного совета Александр Флоренский сделал «Проектору» царский подарок — настоящую библиографическую редкость, все пять номеров журнала «Да!», выходившего в Москве в 1994—1996 годах. Саша тогда сказал, что раз у нас нашлось место для пятидесяти шести обложек журнала [kAk), то и на пять «Да!»-обложек дожно отыскаться. «Да!», безусловно, лежит в своем времени, представляя собой часть ранней новейшей истории развития профессии, с другой стороны, издание вневременное и многими своими разворотами сохраняющее актуальность и сегодня. Вопросы о том, «как это было», Митя Харшак задал Владимиру Кричевскому — идейному вдохновителю и «Да!»-редактору.

И снова Юрий Гордон. Только в книжном своем воплощении. Вышел в свет его труд «Силные боги» и наш постоянный автор Алексей Бойко имел возможность одним из первых подержать в руках это редкое издание: «Более всего удивительно, однако, что перед нами не просто сиамский симбиоз «книги художника» с высококлассным дизайнерским продуктом, а явление литературное — не буквенное, не языковое даже, а словесное. займ без процентов на карту мгновенно Дизайнерскому сообществу исторически присуща речистость; во всяком случае, в большей мере, чем художнической субкультуре. Слово дизайнера программирует нарождающуюся форму, заклинает ту самую целевую аудиторию, о которой писал Юрий, прочерчивает горизонты утопий. И редчайше становится литературой. Юрий Гордон с присущей ему настойчивой, волевой мыслью и перфекционизмом выделки построил литературный образный мир».

Также с подачи Алексея Бойко в этом номере появилась публикация о новой книге Александра Боровского — крестного отца всего питерского актуального искусства. С чего вдруг на страницах «Проектора», журнала, сфокусированного исключительно на визуальности во всех ее проявлениях, вдруг появилась книжка «Практически не изящные искусства», напрочь лишенная картинок (обложка не в счет)? Да и на первый взгляд книга-то не по теме — актуальное искусство не наш профиль. Где же тут дизайн дизайнович? Но причина публикации лежит чуть глубже поверхности. Дизайнеры и художники — люди совсем разных профессий, но есть некоторые признаки (помимо собственно работы с визуальным рядом), которые нас объединяют. Например, широта смотрения. И для расширения понимания контекста современной визуальности, что для дизайнера необходимейшее из свойств, книга Александра Боровского — первейшее действенное средство!

Читайте!


Омм мане падме хум, коли не шутишь.

Реклама на сайте статьи