работаю недавно, вот, клиент захотел сабж. чтоб подробно и понятным языком. я ему написал одно, он сказал, "ну, это и так все понятно". подразумевает (клиент), что в ТЗ должно быть доскональное описание сайта и этапов работы по его созданию. так оно и есть на самом деле? именно это должно быть?
что вообще нужно указывать в ТЗ?
буду крайне благодарен..
_________________ В маньяках хороша принципиальность!
0 Сообщения: 128 Зарегистрирован: 19.05.03 Откуда: Москва
Добавлено: 18 Январь 2004, 00:42:06
На самом деле, очень бы хотелось узнать ответ на этот вопрос! Потому как бывают заказчики, с которыми без ТЗ никак - сегодня договоришься об одном, сделаешь, а завтра ему в голову уже пришло другое. Как задокументировать его требования?
_________________ В любом из нас спит гений. И с каждым днем все крепче.
_________________ We've got the big memory and the small memory. The small memory's to remember the small things and the big memory's to forget the big ones.
Анализ и документирование требований -- да, помогает. После 2-3 лет обучения и практики. Если тебя это всерьез интересует -- могу подсказать литературу.
Помогает создание прототипов, если ты можешь себе это позволить. Помогает работа по схеме с последовательным уточнением, если на это вдруг согласится клиент, что совсем не характерно.
Вообще, важно понимать, чего ты хочешь: защититься от недобросовестного клиента или найти способ наилучшим способом удовлетворить требования добросовестного клиента.
_________________ We've got the big memory and the small memory. The small memory's to remember the small things and the big memory's to forget the big ones.
14 Сообщения: 3379 Зарегистрирован: 09.09.03 Откуда: Свердловск
Добавлено: 19 Январь 2004, 09:35:35
илья дологх, дык проекты то разные бывают!
порой одно задание две-три недели приходится составлять...
и как правило оно того стоит
переделывать и перепахивать меньше
а что касается конкретного шаблона, то он тоже зависит от клиента
0 Сообщения: 128 Зарегистрирован: 19.05.03 Откуда: Москва
Добавлено: 19 Январь 2004, 12:51:02
Crazy писал(а):
Анализ и документирование требований -- да, помогает. После 2-3 лет обучения и практики. Если тебя это всерьез интересует -- могу подсказать литературу.
Интересует! Подскажи плиз. Сюда или на мыло avaks@omar.ru
Crazy писал(а):
Помогает создание прототипов, если ты можешь себе это позволить.
А это что?
Crazy писал(а):
Вообще, важно понимать, чего ты хочешь: защититься от недобросовестного клиента или найти способ наилучшим способом удовлетворить требования добросовестного клиента.
Вообще-то я хочу найти способ оптимизировать работу с клиентом. Волокита желаний, затягивающаяся на месяцы не нужна никому. Есть, конечно, правило "трёх показов", но клиент всегда начинает оправдываться, что, мол, это мы хреново работаем и показываем ему совсем не то, что он хочет увидеть. Хочется найти способ документирования его желаний - составили ТЗ, подисали, сделали. Попом приносим (а идеи-то у него уже новые!), показываем - а он только и вынужден вспомнить, что хотел неделю назад и заткнуть свои новые идеи подальше. Или платить за их реализацию.
_________________ В любом из нас спит гений. И с каждым днем все крепче.
0 Сообщения: 128 Зарегистрирован: 19.05.03 Откуда: Москва
Добавлено: 19 Январь 2004, 23:01:59
Че, согласен! Бриф - в первую очередь! Только вот два вопроса:
1. как растолковать клиенту, что бриф нужен и простое объяснение "на пальцах" не катит?
2. в каком виде ему потом предъявлять ТЗ и надо ли его заставлять подписывать?
_________________ В любом из нас спит гений. И с каждым днем все крепче.
я вообще без ТЗ обхожусь. Когда человек бриф заполняет, он в большинстве случаев определяется, что ему нужно. Если человек часто меняет своё мнение - значит он лезет в вашу сферу деятельности. Гоните его нафиг, лучше отдохните и мыслей побольше соберите
Досконально указывать ничего не надо, ты же покупая в магазине не спрашиваешь у них родословную кровы, мясо которой тебе продают, поставщиков и способ рубки. Понаглее надо быть, не стесняйся отказывать либо ставить на место, если получится без хамства - будут уважать
А вообще у нас принято заверять блок-схему (в кореле сделана например) и распечатку лицевой страницы. В блок-схеме количество разделов, названия, и что в разделах находится. Технологии и как делается - это уже не ваше дело, господа клиенты
Да кстати, подписав "макет" сайта, менять что либо лишь за дополнительную плату (если это лишь прихоть, конечно).
Понаглее надо быть, не стесняйся отказывать либо ставить на место, если получится без хамства - будут уважать
А вообще у нас принято заверять блок-схему (в кореле сделана например) и распечатку лицевой страницы. В блок-схеме количество разделов, названия, и что в разделах находится. Технологии и как делается - это уже не ваше дело, господа клиенты
Сочувствую вашим клиентам. И очень рад, что эта практика пока не привела вас к катастрофе.
Если человек часто меняет своё мнение - значит он лезет в вашу сферу деятельности.
Очень вредная форма самоообмана, IMHO. Клиент потому и меняет свое мнение в ходе работы, что эта сфера деятельности для него не родная, а потому он не способен сразу четко сформулировать свои требования.
6 Сообщения: 1309 Зарегистрирован: 19.09.03 Откуда: Москва
Добавлено: 20 Январь 2004, 10:10:55
Avaks писал(а):
1. как растолковать клиенту, что бриф нужен и простое объяснение "на пальцах" не катит?
Ничего специально объяснять не нужно. Здрасьте, вот вам бриф. Ну то есть составляешь несколько вариантов незаполненных брифов на разные случаи - фирм.стиль, буклет-каталог, рекл.кампания и т.д. и по ситуации подсовываешь как что-то само собой разумеющееся.
Avaks писал(а):
2. в каком виде ему потом предъявлять ТЗ и надо ли его заставлять подписывать?
ТЗ - в виде бумажки, в каком еще? На основании его брифа ты составляешь ТЗ для КОНКРЕТНОГО задания. И клиент, безусловно, до начала работы должен это дело подписать. Как и ты, впрочем :)
Я видел студию, которая клиенту в договоре все расписала - какие картинки будут, сколько сканировать, сколько чистить, объем текста... А студия по этому договору обязуется значит "обеспечить высокий художественный уровень компоновки материалов в макете". Когда все до запятой расписано, то это уже не сложно. И до кучи параграф об оплате изменений. Дополнительный скан - пожалуйста, столько-то. Перекомпоновка текста - столько-то. Уже с 2001 года этот буклет ворочают (и я поучаствовал). Больше всего мне понравилось, что буклет до сих пор не напечатан, хотя работа кипит. То картинки поменять, то еще чего. Скоро студия вообще больше ничем заниматься не будет, кроме этого буклета - времени не хватит. А он все платит и платит, как вдоговоре указано
ЗЫ: Случай конечно клинический, но вот так вот. Без договора была бы ж.
71 Сообщения: 1820 Зарегистрирован: 14.01.03 Откуда: Москва
Добавлено: 26 Январь 2004, 12:48:12
sonya, дык а выбора нет. Я например еще ни разу не видел в глаза менеджера по работе с клиентами какой-нить диз.студии...
Сам вот в эту субботу потратил ночь на составление списка вопросов для заказчика. Если он мне на них ответит, и предоставит все необходимые материалы, то будет гораздо легче работать...
0 Сообщения: 128 Зарегистрирован: 19.05.03 Откуда: Москва
Добавлено: 26 Январь 2004, 17:44:50
kisel писал(а):
Я например еще ни разу не видел в глаза менеджера по работе с клиентами какой-нить диз.студии...
А его сложно увидеть, если ты не клиент! Они такие шустрые - носятся от заказчика к заказчику... Я не вот успеваю уследить, где наш бегает. Но зато исправно решает все вопросы. Завтра вот обещал от одного денег притащить!
_________________ В любом из нас спит гений. И с каждым днем все крепче.
Не... Хотя бы общие слова знать обязаны. А для сложных случаев у них есть заклинание "На эти вопросы вам ответит наш технический специалист"…
_________________ We've got the big memory and the small memory. The small memory's to remember the small things and the big memory's to forget the big ones.
0 Сообщения: 128 Зарегистрирован: 19.05.03 Откуда: Москва
Добавлено: 26 Январь 2004, 18:05:06
Crazy писал(а):
общие слова знать обязаны
Ну да, такие: "дизайн, предоплата, деньги, сумма, сроки, сайт, логотип, движок". особенно последнее - этим можно, по их словам, сразить клиента наповал!
_________________ В любом из нас спит гений. И с каждым днем все крепче.
0 Сообщения: 65 Зарегистрирован: 14.01.04 Откуда: Прекрасное далеко
Добавлено: 26 Январь 2004, 20:07:35
Давайте не будем забывать, что манагеры, хоть они и специализируются на общении с клиентом, легко могут помешать процессу. А не принести информацию в удобоваримом виде... хотя мечтать полезно, главное, не увлекаться слишком сильно (-:
Менеджер по работе с клиентом зачем нужен? Мое мнение:
1. Чтобы клиент всегда был уверен, что с ним работает команда профессионалов. Достигается говорением умных слов.
2. Чтобы клиент всегда был уверен, что его любят. Достигается совместным распитием водки.
3. Чтобы оградить разработчиков от глупостей клиента. Используется косметическое заклинание "Я непременно передам ваши пожелания разработчикам".
4. Чтобы оградить клиента от того, что думают о нем разработчики. Используется косметическое заклинание "О да! Я обязательно расскажу этим козлам, почему эту x[…]ю нельзя сделать!".
_________________ We've got the big memory and the small memory. The small memory's to remember the small things and the big memory's to forget the big ones.
Уровень доступа: Вы не можете начинать темы. Вы не можете отвечать на сообщения. Вы не можете редактировать свои сообщения. Вы не можете удалять свои сообщения. Вы не можете добавлять вложения.