Заголовок сообщения: Психотерапия творческого поражения Добавлено: 28 Март 2005, 23:16:59
Психотерапия творческого поражения Б.А.Воскресенский заведующий Кафедрой Психотерапии духовной культуры МПА.
http://bibliopsy.mospsy.ru/vos1.html
Что такое - творческое поражение? Эстетическое несовершенство художественного произведения? Тупик в научном поиске? Неприятие представленной работы аудиторией? Или субъективная неудовлетворенность мастера результатом своего труда?
Но ведь в принципе любой автор отпускает в мир завершенное произведение. С другой стороны, творческая неудовлетворенность почти обязательна для мастера, творца ("лучшее произведение еще не создано", - говорят они обычно в интервью). Она и движет вперед творчество, она сама имеет творческую, эстетическую сущность. Поэтому в настоящем сообщении мы ее касаться не будем, это относится к тайне творчества или, говоря прозаичнее, к психологии творчества в узком смысле.
Признание современников часто определяется не истинной ценностью произведения, а совсем иными мотивами. Возможны различные варианты. Признание узким кругом ценителей, поклонников и одновременно - гонения со стороны властей. Или наоборот - официальное одобрение, но вместе с тем равнодушие к новинке со стороны людей понимающих. Взаимоотношения непросты, многообразны, изменчивы во времени. Стоит хотя бы вспомнить историю с "Доктором Живаго".
Под творческим поражением мы будем понимать драматически (а нередко и трагически) складывающуюся судьбу творения (вне его эстетических оценок, они, по условиям этого нашего размышления, естественно, полагаются высокими, ведь речь идет о мастерах). Точнее говоря, творческое поражение - это тягостные, мучительные, страдальческие переживания, обусловленные драматически складывающейся судьбой произведения, творения. Мы сознательно не вводим никаких критериев, уточняющих этот драматизм, ведь "никто не может решить, чей крест тяжелее" (Н.А.Бердяев, 1992) [1], а все творцы, создатели равны, точнее говоря, равно уникальны по своей гуманистической ценности, содержательности.
Не будем говорить о невротических, поведенческих и других расстройствах, нередко свойственных талантам. Эти нарушения во многом бывают обусловлены душевным складом, характером мастера, а, как говорил П.Б.Ганнушкин [2], творческая личность по своему душевному складу совсем не обязательно имеет то же значение, тот же уровень, что созданные ею произведения. Весьма нередко оказывается, что "Ты, Моцарт, недостоин сам себя".
Эта моя работа родилась из фразы Б.Л.Пастернака "Но пораженья от победы ты сам не должен отличать" [3]. Как это понять? А ведь психотерапия и есть придание смысла или, как писал Н.А.Бердяев [4] о познании,- акт постижения смысла Почему страдание? В чем его смысл?
Но ведь страдание присуще самому творческому процессу, недаром говорят о муках творчества, а, значит, и всей жизни мастера: "Удел величия - страдание - страдание от внешнего мира и страдание внутреннее, от самого себя. Так было, так есть и так будет. Почему это так - вполне ясно: это отставание по фазе: общества от величия и себя самого от собственного величия. Ясно, свет устроен так, что давать миру можно не иначе, как расплачиваясь за это страданиями и гонениями. Чем бескорыстнее дар, тем жестче гонения и тем суровее страдания".(П.А.Флоренский) [5]. Мы полностью разделяем эту точку зрения.
О том, что страдание и даже зло присущи миру в целом, читаем у К.Г.Юнга в работе "Ответ Иову" [6]. Предлагаемая автором трактовка одной из трагичнейших и наиболее загадочных книг Библии достаточно своеобразна, но в контексте настоящих размышлений заслуживает, чтобы быть упомянутой. Бедствия, которые Бог насылает на Иова, объясняются тем, что самому Богу присуще и темное начало, "тотальная внутренняя противоречивость, выступающая необходимым условием его чудовищного динамизма, всемогущества и всеведения". Достойно перенося все испытания, Иов тем самым поднимается до осознания того, что и Бог несовершенен, что и Богу- присуще зло. Осознав это, Иов становится вровень с Богом. И теперь уже Бог, чтобы загладить свою вину перед Иовом и перед человечеством, посылает на землю своего Сына, Богочеловека, который ценой своих страданий искупает грехи человечества.
Да, "свет жестокосерд". Но повторим, в чем смысл страдания? По В.Франклу [7], страдания приобретают смысл, если они делают нас лучше. Итак, важно не озлобиться от несовершенства этого мира. Быть может, художнику, творцу сделать это и проще, и "нужнее" И Бродский в Нобелевской лекции [8] говорит, что "понятия "хорошо" и "плохо" - понятия прежде всего эстетические", в этом смысле "эстетика - мать этики" И далее, размышляя над ставшей банальной в наши дни фразой Ф.М.Достоевского "красота спасет мир", И Бродский подчеркивает, что фразу эту не следует понимать буквально. "Дело не столько в том, что добродетель не является гарантией создания шедевра, сколько в том, что зло, особенно политическое, всегда плохой стилист. Чем богаче эстетический опыт индивидуума, чем тверже его вкус, тем четче его нравственный выбор, тем он свободнее, - хотя, возможно, и не счастливее". Озлобившись, потеряешь творческий дар, а это есть богооставленность, как ее ни понимай, буквально или метафорически.
Из всего сказанного следует, что поражение - закономерный этап творческого процесса, а раз так, то это - шаг вперед, обновление, то есть тоже творчество. Тогда пастернаковская фраза о поражении и победе обретает более глубокий смысл. Победа и поражение оказываются равнозначными или же, чуть меняя акценты, можно сказать, что осмысляя поражение, его можно и должно превратить в победу. Вот, повторим, цель психотерапии в данном случае. Завершая, отмечу, что этому сообщению можно было бы дать подзаголовок "Из горького и светлого опыта великих".
"Мостовая пусть качнется, как очнется,
Пусть начнется, что еще не началось.
Вы рисуйте, вы рисуйте - вам зачтется,
Что гадать-то - удалось, не удалось.."
Б. Окуджава
Критика становится полезной лишь тогда, когда критикуемые имеют установку на ее восприятие: критика – резерв совершенствования дела, форма помощи критикуемому в поисках и устранении недостатков в работе, указание направлений совершенствования дела.
Не существует критики, из которой нельзя было бы извлечь пользу. Всякое приглушение критики вредно, оно загоняет «болезнь» во внутрь и затрудняет преодоление недостатка.
Не важно, кто (какой человек, с какими целями) высказывает критические замечания.
Форма критики второстепенна; в ней главное – правильный анализ сути ситуации.
Критика помогает сотруднику, так как позволяет увидеть и устранить то, что мешает достигать успеха и на что он сам мог бы и не обратить внимания.
Центральный принцип конструктивного принятия критики – все, что было сделано, можно сделать лучше. Ценнейшая способность критикуемого – уметь отыскивать в критике рациональное зерно даже тогда, когда оно с первого взгляда не просматривается.
Любая критика требует деловых размышлений о том, чем она вызвана и как исправить положение. Полезное обращение с критическим замечанием состоит в том, что в его свете анализируются и те сферы работы, которые затрагивались в процессе обсуждения.
Первый шаг правильного восприятия критики – ее фиксация; второй – осмысление и выявление возможностей использования для дела; третий – исправление недостатка; четвертый – создание условий, исключающих его повторение. Если сотрудника критикуют – значит, руководство верит в его способности исправить дело и работать без сбоев.
Наилучший ответ на критику – исправление недостатка.
Умение увидеть в задаваемых работникам вопросах критическое содержание – важное условие обнаружения слабых мест в организации дела.
Самолюбие и амбиции – плохие союзники в использовании критических замечаний.
Подлинно деловое поведение работника предполагает его умение выявить критическое отношение к своим действиям и поступкам даже тогда, когда открытая критика отсутствует.
Если критика не несет конструктивного начала, заслугой критикуемого будет попытка довести ее «до кондиции» (по крайней мере, использовать как начало делового критического анализа состояния дела). Конструктивная критика дает многим сотрудникам не меньше положительных эмоций, чем одобрение руководства.
У критикуемого нет права на обиду независимо от формы критики; он обладает лишь правом на конструктивное осмысление того, что сказано в его адрес.
Критикуемый имеет право на контркритику.
Критикуемый не имеет права не реагировать на критику (делом или в слабом случае объяснением).
Критикуемый может активно отстаивать свою позицию; единственное, что ему категорически запрещается, – искажать факты ради оправдания.
Критика – это обязательный момент всякого делового обсуждения проблемы.
Большое количество необъективных критических замечаний – показатель плохого психологического климата в коллективе, что само по себе требует активных действий.
Критика полезна тем, что она дает информацию о возможностях и особенностях человека, который выступает с критическими замечаниями.
Если критика в ваш адрес отсутствует, надо в интересах дела побуждать людей к критическому анализу состояния той работы, за которую вы отвечаете («вызывать огонь на себя»).
Благоприятное впечатление на людей производит такой ответ на критику, который содержит конкретные обязательства по поводу того, что будет сделано для улучшения дела, с конкретным указанием сроков и наличных ресурсов, когда сотрудник относится к критике как к шансу действовать более успешно.
Признать критику – это не значит говорить о своей вине за состояние дел; признание критики предполагает принятие ответственности за исправление недостатков.
Совпадение критических замечаний людей по поводу одного и того же события – сигнал к глубокому анализу того, что попало в сферу критики.
0 Сообщения: 1243 Зарегистрирован: 15.12.03 Откуда: кв. 71
Добавлено: 30 Март 2005, 12:00:57
В природе существует несколко типов критикующих людей. Критика приемлима по схеме проффесионал профессионалу в этом же направлении. И оооочень редко клиент - профессионал. Обычно, критика такого рода заканчиваеться известной задонаперёдной фразой «Я не мил тебе» ((с) — самезнаитехто) со стороны профессионала. На эту тему очень хорошо излагал г-н Суханцев ака dimalish. собственно ничего лучшего и аргументированного я и не встречал пожалуй.
_________________ Уроки самоутверждения —
Реалити-шоу «Поставь мне „-3“»
Уровень доступа: Вы не можете начинать темы. Вы не можете отвечать на сообщения. Вы не можете редактировать свои сообщения. Вы не можете удалять свои сообщения. Вы не можете добавлять вложения.