«Облик телеканала-2006». Пора уже завязывать с посещением этой конференции, потому что у меня каждый раз возникает ощущение, что я занимаюсь чем-то не тем или как-то не так. На самом деле, даже не очень понимаю, о чем писать, потому что речь идет, все-таки, не о конспектах лекций, но раз обещала репортаж, то пусть уж будет хоть какое-нибудь сочинение на тему без всяких претензий.
Несмотря на то, что в этом году конференция была очевидным образом перекошена в сторону телевизионного промоушена, про дизайн говорилось значительно меньше и как бы только применительно к телевизору, многие затронутые проблемы, разумеется, имеют общедизайнерское значение.
Например, проблема несоответствия информации оформлению. Этой фраза прозвучала в финальной части самой первой сессии конференции «Ребрендинг – это не страшно», открытой А.Олейниковым словами «Ребрендинг – это очень, очень страшно…» и описывающей процесс ребрендинга канала ТВЦ. Голос из зала спросил у докладчиков, не кажется ли им, что по силе высказывания упаковка теперь перекрывает программирование. Докладчики ответили, что им так тоже кажется, и что над программированием, разумеется, теперь предстоит долго и упорно трудиться. А как часто мы с вами задумываемся над тем, что упаковываем в красивую фольгу и перевязываем ленточкой нечто совершенно невразумительное? И что дизайн – это прежде всего коммуникация. Вот, пример не совсем адекватной, на мой взгляд, визуальной коммуникации с другой сессии: промо-ролики СТС, смотрим ролик, посвященный 1 апреля. Канал решил, что продавать они этот праздник будут, как «самый грустный день в году». Тем не менее, на заставке – летучая мышь и другие атрибуты Хэллоуина. Будь у них слоган «страшно грустный день в году», скажем, и уже вопросов было бы гораздо меньше. Если бы слоган звучал как «самый страшный день в году», вопросов не было бы совсем. Впрочем, сами они считают, что задача выполнена, хотя, думаю, подобный вопрос по поводу вольного обращения со стереотипами возник не только у меня. Или, другая крайность: когда дизайнер в попытке самоутверждения делает модно и красиво, но не эффективно. Потому что это не та красота, которую ожидает от него целевая аудитория – такая ситуация в любой категории дизайна имеет место быть, и это головная боль арт-директора. Как-то так сформулировать задачу, при этом не слишком ограничивая творческий потенциал сотрудника и не перегружая мозг маркетинговыми тонкостями, чтобы все силы дизайнер потратил не на понты перед коллегами, а на решение собственно задачи. Это уже из сессии Ликина «Свежие впечатления от современного теледизайна. Имеет ли он место быть?».
Одна из целей дизайнера для комфортной работы (пожалуй, в большей степени применимо к фрилансерам) – честно ответить, прежде всего, себе, сможет ли он справиться с этой конкретной задачей? Насколько она комфортна по срокам, по жанру? Я, например, патологически неспособна работать в некоторых жанрах, по разным причинам. Способ решения проблемы один – специализация. И помещение себя в среду таких же более-менее узких специалистов в чем-то другом, способных коллективно выдавать вполне вразумительный продукт. Это возможность повысить качество и при этом получать удовольствие от работы. Я оставляю за скобками профессии всеядных пекмэнов с приоритетом на количестве и зарабатывании денег. Да, это очень сложно, говорить «Нет, за эти деньги и эти сроки мы это сделать не можем», но клиент не обязательно будет потерян, достаточно повернуть беседу в конструктивное русло: «…но можем вот это и вот это. Или вот это и то, но стоить это будет столько-то». Так считает М.Спиров и я с ним совершенно согласна. И я искренне верю, что это даже не снобизм.
Еще одна проблема: раньше все как-то очевидным образом осторожничали и пытались сделать «как у всех», да и сейчас встречаются заказчики «сделайте мне, как у дяди Васи», потому что никто не понимал, что будет завтра, да и будет ли это завтра. Но поскольку человек ко всему привыкает и адаптируется, появилась и привычка к неизвестности. И вот уже на вопрос «быть или не быть?» мы отвечаем: «быть, но если что – не быть, или быть как-то иначе» (C) М.Спиров. И появляются заказчики, которые даже на финальном этапе, буквально перед сдачей работы выдают «нет, я все равно не понимаю, как это будет выглядеть» или «мы думали, что это будет как-то иначе». Отчасти это происходит еще и потому, что когда вы ставите заказчика перед собственной работой, даже предлагая ему варианты на выбор (если мы говорим о стадии эскизов), для него это конфликтная ситуация. Потому что в любом случае вы навязываете ему свое мнение, которое для клиента является чужим. Есть два крайних варианта развития ситуации – «фиксирование прибыли» и потом, возможно, дополнительная работа за дополнительные деньги, либо изначально очень тесное сотрудничество с закачиком, допуск ко всем стадиям проекта, что, конечно, возможно не со всеми заказчиками.
Опишу еще одну тенденцию, которую я, например, очень поддерживаю. Телевидение переживает не самые легкие времена, видимо, с тех пор, как отпала необходимость вставать с дивана, чтобы переключить канал. И в настоящем времени человек смотрит уже не канал, а конкретный продукт. Разница даже между ведущими сетями (по данным американских соц.исследований) в глазах потребителя практически не существует. Кроме того, аудитория окончательно расслоилась на пассивную и пассионарную: пассивная ни на какие инструменты промоушена уже не реагирует, а пассионарная их просто игнорирует, потому что не хочет делегировать кому-то там возможность выбора за себя. Интерпретировать в ракурсе веба эту историю нетрудно, в ракурсе принта я пока не могу найти аналогии, видимо, слишком велики технологические отличия. В брендинге аналогичная ситуация, как оказалось, с товарными категориями, потребитель не видит разницы между ними, или выделяет свои категории – доп.прим., по книге А.Моргана "Съесть большую рыбку". Собственно, первые два пункта и привели к тому, что нефункциональному элементу нет места в эфире. Один из самых ярких примеров персонифицирования бренда, канал BBC2 сознательно угробил своего персонажа (смешную анимированную двойку, я попробую найти где-нибудь в архивах у себя) в пользу очень практичной вещи – анонсирования будущих программ. Я все жду, когда в принте бессмысленно применяющиеся в огромных количествах кружочки, звездочки, линеечки и прочее конфетти исчерпают себя, но, видимо, пока что их запасы во многих головах неисчерпаемы. Если уж я даже в своей голове иногда нахожу подобное.
Очень забавной и познавательной была сессия с командой НТВ. Режиссер сначала долго говорил о предварительной работе, о том, что «нет творчеству на съемочной площадке» и «обстановка на съемке должна быть, как автомат Калашникова: просто, красиво и надежно». А потом все пять человек наперебой начали рассказывать, как у них на этой съемке самовозгорелся генератор, на другой – сломался кран, на третьей снимали детей, которые устроили, разумеется, свой детский беспредел.
Интересным был и опыт, который донесли до аудитории представители первого канала Д.Черкасов и А.Гурджиев. Они рассказали про съемки промо-кампании с гоночной машиной и ведущими первого канала и про промотирование сериала «Остаться в живых». Кстати, все ролики утверждали у Disney'я, как производителя сериала – к вопросу о правах. И в результате 1й канал – единственный, кого пригласили на съемку 3его сезона на Гаваи. Туда полетела команда снимать промо-ролики ко второму сезону «Остаться в живых» с установкой, что ничего у них не получится, с учетом большой загрузки актеров и плотного «колпака» со стороны сотрудников Диснея. Результатом стали, по-моему, прекрасные ролики, в которых актеры говорят фразы на русском языке, выученные за 15 минут.
Пока что силы на графоманию кончились, если кто-то считает вышенаписанное неудобоваримым или бесполезным для себя, ничего не могу с этим поделать, потому что описывала я то, что мне казалось наиболее интересным. Завершу первую часть, на всякий случай, высказыванием А.Ненашева, когда его спросили, почему он свое промо оформил так, а не иначе (до этого беседа шла про идиотизм/функционеризм в брендинге и дизайне): «Зеленый – потому что мне нравится зеленый. Я не бренд и делаю то, что мне нравится. Вам я нравиться не обязан. Мне с вами не спать и не жить, так что зачем мне вам нравиться?»
На этом спасибо за внимание, я готова конкретизировать любой кусок из написанного выше.
_________________ Не будите во мне зверя.
Зверь и так не высыпается.
Последний раз редактировалось echidna 26 Ноябрь 2006, 16:28:04, всего редактировалось 2 раз(а).
echidna, Очень, очень жаль , на самом деле, что в силу своей удалённости, не могу бывать на подобных мероприятиях.
echidna писал(а):
Пора уже завязывать с посещением этой конференции
это зря. Как минимум в целях самообразования. Если узнал что-то новое и интересно, что-то что может как-то пригодиться в жизни, посещение мероприятия можно считать полезным Вот время конечно потраченное... Но это уже другой вопрос
_________________ Добрым словом и Пистолетом всегда можно добится большего, чем просто Добрым словом. (с)
Dr.Step, да ладно. Из Казани регулярно приезжали и приезжают на "ОТ". Завязывать я, конечно, не собираюсь, потому что это единственное в России мероприятие (для меня, по-крайней мере), которое заставляет встряхнуться и снова начать думать. А процесс-то некомфортный. В болоте тепло, уютно.
_________________ Не будите во мне зверя.
Зверь и так не высыпается.
BBC2 сознательно угробил своего персонажа (смешную анимированную двойку, я попробую найти где-нибудь в архивах у себя) в пользу очень практичной вещи – анонсирования будущих программ.
tubeit, нашла. Старых, к сожалению, в виде видео не обнаружилось, только пару кадров. По новым попробую сделать раскадровку и выложить вместе с причесанным текстом, наверно, завтра.
_________________ Не будите во мне зверя.
Зверь и так не высыпается.
137 Сообщения: 5376 Зарегистрирован: 20.03.03 Откуда: Москва
Добавлено: 19 Декабрь 2006, 00:10:27
echidna писал(а):
в ракурсе принта я пока не могу найти аналогии, видимо, слишком велики технологические отличия
Во-первых - спасибо, жаль, что я не попал на мероприятие.
Во-вторых - уже конкретно. Либо не очень внятно получилось написать, либо я не смог понять. Как мне казалось, именно в ракурсе принта тенденция пока не так ощущается. Да, разницы между различными ИД (или различными дизайн-бюро/production houses) потребитель, скорее всего, не ощущает. Но различие между конкретными изданиями в рамках направления/жанра ощущается вполне. Или отдельное издание в данном случае нужно воспринимать как "конкретный продукт"? Или в этом качестве нужно рассматривать как раз конкретный принт конкретного дизайнера? Или я вообще не про то? Вобщем, хотелось бы подробнее на эту тему.
_________________ Улыбайся чаще — и чаща улыбнётся тебе
Уровень доступа: Вы не можете начинать темы. Вы не можете отвечать на сообщения. Вы не можете редактировать свои сообщения. Вы не можете удалять свои сообщения. Вы не можете добавлять вложения.