…...многочисленные исследования показывают, что любые изображения, полученные мгновенно, спонтанно, «не задумываясь» имеют автопортретную тенденцию, что позволяет вполне корректно характеризовать фотографирующего, выявлять его прошлые и настоящие психологические конфликты, комплексы неполноценности, детские психотравмы и другие факторы, осознаваемые или нет, магическим образом мультиплицирующие сегодняшнюю структуру его личности.
Исследования Э. Жюккерта, Ж. Шлибе (1934 г.), П. Бура, Дж. Бука (1948 г.) показали, что положение доминирующего, сюжетно важного объекта на/в изобразительном поле может свидетельствовать о следующем: …..
…..далее идёт некоторый текст, в частности:
Опущенные, слабые, вялые руки - неэффективность, психологическая либо физическая слабость.
Обилие «длинноруких» портретов - амбициозность, вовлечённость в события внешнего мира.
«Короткорукие» портреты - отсутствие амбициозности, чувство неадекватности.
Подчёркивание рук - интенсивное стремление к действию.
Изображение рук, существующих как бы независимо от туловища - наличие действий и поступков, выходящих из-под контроля субъекта.
Руки сплетены на груди - враждебно-мнительная установка.
Руки за спиной могут характеризовать либо нежелание идти на компромиссы, либо склонность контролировать проявление агрессивных враждебных влечений.
Изображение гибких рук - хорошая приспособляемость в межперсональных отношениях.
Руки, прижатые к телу - напряжение, неповоротливость, ригидность, негибкость характера.
Стремление к изображению рук на переднем плане - потребность в лучшей приспособляемости в социальных отношениях, преодоление грубости, чёрствости.
Пальцы, выходящие за кадр, могут свидетельствовать о вытеснении агрессии, грубости.
Пальцы сжаты в кулаки - бунтарство, протест.
Преобладание портретов со скованными руками свидетельствует о жёсткости характера или о недостаточной контактности автора.
(с)Андрей Пашис
Психологическая идентификация личности фотографирующего по результатам анализа изображений на его фотографиях